Паника, вызванная Covid-19, создала такой ажиотаж, что люди по всему миру лихорадочно запасаются масками, дезинфицирующими средствами, а теперь очередь дошла до туалетной бумаги. Этот товар моментально исчезает с полок магазинов
В США и Канаде ввели ограничение на количество упаковок туалетной бумаги, которые клиенты могут купить за один раз. Некоторые супермаркеты в Великобритании распродали все запасы. А магазины в Австралии наняли охранников, которые присматривают за клиентами, чтоб те не брали больше необходимого, и продают лимитированное количество рулонов. Доходило и до курьезных случаев – в феврале в Гонконге произошло ограбление с похищением 600 рулонов туалетной бумаги на сумму 218 долларов. А одна австралийская газета в недавнем выпуске дополнительно напечатала восемь чистых страниц, которые в экстренном случае можно использовать в качестве туалетной бумаги пишет cnn.
Почему туалетная бумага, не обеспечивающая никакой защитой от вируса, стала продуктом потребления номер один, на уровне с молоком и хлебом?
Причина 1 – люди прибегают к крайностям, когда слышат противоречивую информацию. Клинический психолог Стивен Тейлор считает, что мир может подготовиться без паники: «Новый коронавирус пугает людей, потому что он новый и многое о нем неизвестно. Когда людям говорят, что приближается что-то опасное, но все, что вам нужно сделать, это вымыть руки – такие советы к действию кажутся несоразмерными угрозе. Ведь, кажется, что особая опасность требует больших мер предосторожности».
Причина 2 – это реакция на отсутствие четких рекомендаций со стороны чиновников. «Несколько стран уже ввели массовые карантины. Люди, скупающие туалетную бумагу и другие предметы домашнего обихода, просто готовятся к тому же в своем городе, – говорит Барух Фишхофф, психолог и профессор. – Когда люди не видят официальных сообщений, что о всех позаботятся, им остается только заботиться о себе самим, в том числе в виде скупки туалетной бумаги».
Читайте еще: Мутация вируса гриппа: почему он так быстро меняется и чем страшны эпидемии
Причина 3 – пример паники заразителен. Видами пустых полок и тележек, заваленных припасами, наполнены все новости и социальные сети. Люди видят сумасшедших покупателей и думают, что есть причина паниковать и делать запасы. «Люди, будучи социальными существами, обращаются друг к другу за объяснением, что безопасно и опасно, – говорит Тейлор. – И когда человек видит кого-то в магазине, скупающего все, это становится заразительным примером». Фотографии пустых полок убеждают людей в том, что они должны поспешить, пока товар еще есть. Поэтому то, что воспринимается как дефицит, вскоре становится фактическим дефицитом. Особую роль играют социальные сети: дезинформация и паника тут распространяются легко.
Причина 4 – желание быть готовым. «Новый коронавирус порождает инстинкт выживания. Если мы должны долго находиться дома, таким образом, нужно запастись предметами первой необходимости, среди которых, безусловно, есть туалетная бумага, – объясняет Фрэнк Фарли, профессор университета Темпл. – В конце концов, если она кончится, чем заменить ее?». Когда чиновники здравоохранения публично советуют сделать какие-то запасы, ситуация доходит до крайности.
Причина 5 – вызывает чувство контроля над ситуацией. Таким способом, люди, делающие запасы, думают о себе и своей семье. «Люди беспокоятся перед фактической инфекцией. Они не думают более широко, например, о том, каковы последствия накопления туалетной бумаги», – комментирует Тейлор. Однако люди поступают так только из-за страха. Даже покупка туалетной бумаги дает чувство контроля над, казалось бы, беспомощной ситуацией.