Психологи в США и Европе считают, что участие ученика в жизни школы (мероприятиях, театральных представлениях, олимпиадах, кружках) влияет на успеваемость в дальнейшей учебе и успешность в работе
Во многих университетах США особое внимание при отборе абитуриентов уделяют их участию во всевозможной школьной деятельности. Дискуссионный клуб, хоровое пение или регби – чем больше активность ученика, тем лучше. Еще в 2005 году была разработана анкета School Engagement, которая стала пользоваться у зарубежных психологов особой популярностью. Анкета показывает не только заинтересованность, но и мотивацию детей к учебе. Однако без вовлечения в школьную жизнь у детей проявляются очень низкие показатели желания учиться. В новом исследовании международной группы ученых анкету перевели на русский и адаптировали психологи Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (Россия).
Ученые решили проверить вовлеченность в школьную жизнь 537 российских учеников начальных классов. Вовлеченность можно оценить по трем компонентам: поведенческий, эмоциональный и когнитивный. Поведенческий компонент отображает активность ребенка, его участие в школьных мероприятиях, готовность следовать правилам школы и соблюдать нормы класса. Эмоциональный компонент показывает чувство комфорта, принадлежности и интерес к школе, реакцию ребенка на школьную среду и учителя. Когнитивный компонент оценивает готовность ребенка приобретать знания и его способность к самоорганизации. При этом эмоциональная составляющая является самым важным параметром, который прогнозирует успешность ребенка, ведь от психологического комфорта ученика в школе значительно зависят успехи в учебе и социализации.
Читайте еще: Как грипп и ОРВИ провоцируют бактериальные осложнения
В московских школах психологи предложили тест детям в возрасте от 6 до 12 лет. Шкала содержала утверждения: «Я следую школьным правилам», «Я испытываю удовольствие во время учебы», «Я проверяю ошибки в своих работах». Дети отмечали, как они связаны с подобными фразами. При этом утверждение «Мне скучно в школе» оценивает эмоциональную вовлеченность, «Я смотрю связанные с обучением телевизионные шоу» показывает когнитивный компонент, а «Я внимательный в классе» – поведенческий. Результаты показали, что эмоциональный компонент вносит максимальный вклад в школьную активность.
– Если мы посмотрим на школу как место, где постоянно «ломаем на чем-то голову», решаем проблемы и вообще много думаем, может показаться, что когнитивное участие будет фактором, наиболее важным для успеваемости и готовности ученика прикладывать усилия. Но это не так. Эмоциональный компонент имеет большее значение, – утверждает Мари Арсалиду, один из авторов исследования. – Дети должны чувствовать в школе счастье и комфорт. И это имеет смысл: когда вы находитесь в месте, где счастливы, то готовы больше работать.
Получается, что не хорошее поведение или способности, а желание посещать учебное заведение, где ребенку комфортно находиться, во многом определит его успехи в учебе. Считается, что с возрастом дети начинают больше прогуливать школу, а подобные исследования как раз показывают, с чем это может быть связано. Если уменьшается вовлеченность в школьную жизнь, дети заняты в «четырех стенах» лишь учебой и подготовкой к экзаменам. Но сама учеба становится все менее и менее интересной. Чтобы решить этот парадокс, надо сделать школьную жизнь ребенка разнообразней.
В отличие от американских школ, в которые кружки по интересам интегрированы изначально, в советской системе образования это всегда были отдельные учреждения. Такая тенденция сохраняется и в украинских школах, где социальная жизнь детей остается низкой.
Еще один момент связан с повышением социализации детей. Например, для Новой украинской школы обсуждается возможность изучать некоторые предметы детям с одной параллели, а не класса (снова по аналогии с американскими школами). Чем активнее будет общение внутри группы, тем больше вероятность, что в школе ребенок найдет друзей и почувствует себя комфортно, а значит, появится желание провести здесь время с пользой.