Люди часто видят в рекламе или меню блюда фаст-фуда, оформленного достаточно красиво и привлекательно. Любую еду стремятся сделать более аппетитной. Но, не стоит забывать, что эстетика это одно, а состав блюда – абсолютно другое
С одной стороны, эстетика связана с удовольствием. Глядя на красоту, активизируется центр вознаграждения мозга, то есть созерцание по сути доставляет удовольствие, пишет news-medical. Эта связь делает любую внешне красивую нездоровую еду не такой уж вредной, потому что люди склонны рассматривать удовольствие и полезность как взаимоисключающие факторы. Например, многие разделяют мнение, что еда либо вкусная, либо полезная, но одновременно таковой быть не может.
Ключевые классические эстетические признаки – это симметрия, порядок и систематические узоры, которые очень часто встречаются в природе. Использование этих визуальных элементов, схожих с природными, делает изображения еды естественной. В свою очередь, это влияет на восприятие пищи, как более здоровой. Ведь люди склонны считать натуральные продукты (например, органические или натуральные лечебные средства) более здоровыми, чем неестественные (например, обработанные или с синтетическими или химическими добавками). Таким образом, одна и та же еда может казаться более здоровой, когда она красивая, по сравнению с некрасиво оформленной.
В серии экспериментов ученые проверяли, как воспринимается одна и та же пища, когда она выглядит красиво или подана как попало. Например, в одном случае участники оценивали тосты с авокадо. Все читали одинаковую информацию об ингредиентах и цене, но одним показывали симпатичный тост с авокадо, а другим обычный. Несмотря на идентичную информацию о еде, респонденты оценили красивую версию тостов с авокадо как более здоровые (например, питательные и с меньшим количеством калорий) и натуральные, по сравнению с тостами с некрасивой подачей.
Читайте еще: Кто чаще болеет гриппом – мужчины или женщины?
Как и предполагалось, разница в оценивании естественности повлияла на суждение о здоровье. Эксперименты с другими продуктами питания и манипуляции с внешним видом показали аналогичные результаты.
Важно отметить, что эти суждение о полезности влияют на поведение потребителей. Люди готовы платить значительно больше денег за красивый сладкий перец, чем за уродливый, при том, что полезность у овоща одинакова. То есть срабатывают ложные эффекты: «красивое = здоровое», а также предвзятость относительно здорового образа жизни.
По словам ученых, естественность и полезность – это атрибуты, которые потребители требуют от пищевых продуктов. Но красивая презентация еды может исказить восприятие продукта и отрицательно повлиять на диетическое решение. Поэтому лучше всего предоставлять объективные информацию и изображения о продуктах питания.