Новое исследование показывает, что написание текста от руки помогает детям лучше учиться и развивает память. В то же время школы становятся более цифровыми, а дети проводят больше времени в сети
Профессор Одри Ван дер Меер считает, что необходимо разработать принципы, согласно которым дети бы получали минимум навыков ручного письма, пишет medicalxpress. Результаты нескольких исследований показали, что и дети, и взрослые продуктивней учатся и лучше запоминают, когда пишут от руки. «Даже когда вы пишете список покупок или конспект лекции от руки, вы лучше запоминаете содержание», – утверждает Ван дер Меер.
Ван дер Меер с коллегами провели два исследования на эту тему: в 2017 г. и в 2020 г. В первый раз исследовали мозговую деятельность на студентах, а теперь изучали мозговую активность на молодых людях и детях. В обоих исследованиях использовали метод электроэнцефалографии (ЭЭГ) для отслеживания и записи активности мозговых волн. На участников надевали специальные шлемы с 250 электродами.
Результаты показали, что мозг молодых людей и детей намного активнее работает при письме от руки, чем при вводе текста на клавиатуре. «Использование ручки и бумаги дает мозгу больше «крючков», на которые можно повесить воспоминания. Написание от руки создает гораздо большую активность в сенсомоторных частях мозга. Многие чувства активируются, когда человек выводит ручкой буквы на бумаге и слышит звуки, воспроизводимые во время письма. Это создают контакт между различными частями мозга и открывают их для новой информации», – объясняет Ван дер Меер.
Читайте еще: Лимфаденит и ОРВИ: почему увеличиваются лимфатические узлы
Это и другие подобные исследования подчеркивают важность, почему детей нужно поощрять к рисованию и письму в раннем возрасте, в том числе в школе.
Однако сегодняшняя цифровая реальность такова, что набор текста, нажатие клавиш и экранное время стали частью повседневной жизни детей и подростков. Опрос 19 стран ЕС показал, что, например, норвежские дети и подростки проводят больше всего времени в Интернете с помощью постоянного спутника – смартфона. За ним следуют ПК и планшет. При этом в сети сидят почти четыре часа в день, что вдвое больше, чем в 2010 году.
Ван дер Меер считает, что цифровое обучение имеет много положительных аспектов, но настоятельно рекомендует тренировать ручное письмо. «Некоторые школы в Норвегии стали полностью цифровыми и вообще не учитывают рукопись. Финские школы еще больше оцифрованы. В очень немногих школах вообще есть обучение письму», – подытоживает Ван дер Меер.