Люди рождаются с частью мозга, способной «видеть» слова

Люди рождаются с частью мозга, способной «видеть» слова

Изучение «читающей» части мозга может помочь в понимании феномена дислексии

Мозг взрослого человека состоит из участков, каждый из которых имеет свою «специализацию». Один из таких участков отвечает за распознавание лиц, другой – за восприятие речи. Но ученых давно интересовало, насколько такая организация человеческого мозга является врожденной? В одном из последних исследований ученые Университете штата Огайо (США) обнаружили, что люди уже рождаются с частью мозга, которая заранее настроена на восприятие слов и букв.

Исследователи называют данную часть мозга «областью визуальной словоформы». Именно здесь создается основа для восприятия визуальных слов – даже до того, как ребенок первый раз увидит буквы. Но как быть с людьми, которые никогда не учились читать? Раньше ученые предполагали, что изначально область визуальной словоформы ничем не отличается от других частей мозга, которые отвечают за восприятие лиц, сцен или других объектов. Активизируется и становится избирательной к словам и буквам она только тогда, когда дети учатся читать или, по крайней мере, начинают изучать язык.

В новом исследовании ученые Университета Огайо обнаружили, что такая теория неверна. Даже при рождении область визуальной словоформы больше связана с частью мозга, обрабатывающей речь, чем с другими областями.

В своем эксперименте исследователи проанализировали МРТ-сканирование мозга 40 новорожденных младше недели и сравнили их с аналогичными снимками 40 взрослых. Область визуальной словоформы находится рядом с другой частью головного мозга, которая «обрабатывает» лица. Поэтому было бы логично полагать, что в этих частях мозга у новорожденных нет никаких различий. Ведь для распознавания и лиц, и букв требуется определенное четкое пространственное разрешение.

Читать еще: Как помочь детям меньше болеть осенью?

Но ученые обнаружили, что даже у новорожденных область визуальной словоформы отличается от других частей коры головного мозга. Это говорит о том, что она имеет врожденную «специализацию» на распознавание слов. 

Получается, наш мозг заранее развивает функциональные модули, которые чувствительны к определенным вещам, таким как лица, предметы и слова, и даже для такой зависящей от опыта категории, как чтение. Опыт устной и письменной речи, вероятно, укрепит «специализацию» и еще больше дифференцирует функции этой области мозга по мере приобретения грамотности. 

Сейчас ученые сосредоточились на изучении мозга 3- и 4-летних детей, чтобы узнать больше о том, что «делает» область визуальной словоформы до того, как дети научатся читать. Это поможет ученым узнать, как именно мозг становится «читающим». А это в свою очередь может быть полезно при изучении дислексии (трудности в овладении навыками чтения и письма) и других нарушений развития.