В медицинской науке доказать любую теорию сложно. А в науке о питании тем более. Ведь определить, какие продукты приносят пользу или вред здоровью, практически нереально из-за нескольких факторов
Ниже пример того, почему исследования в области питания не точные, а результаты порой выходят противоречивыми. Вот в идеале, как выглядел бы эксперимент, доказывающий полезность ягод годжи, пишет medicalnewstoday.
Ученые набрали бы 10 тысяч участников – мужчин и женщин из разных стран и национальностей. Поселили бы их в лабораторию на 10 лет и кормили всех одинаково, но с одним отличием: половине участников тайно давали ягоды годжи. Участники также должны были бы тренироваться с одинаковой интенсивностью, чтобы не искажать итоговые результаты. Понятно, что астрономическая стоимость такого типа эксперимента и здравый смысл говорят, что это невозможно. Поэтому все исследования в области питания не идеальны.
Чаще всего работа ученых заключается в наблюдении и поиске связи между потреблением определенных продуктов и состоянием здоровья. На первый взгляд, кажется несерьезным. Однако используя этот метод, ученые доказали, что, например, табак вызывает рак легких.
Читайте еще: 5 малоэффективных методов борьбы с гриппом
Другой момент, указывающий на неоднозначность результатов – кто заказчик или спонсор тех или иных исследований. Результаты могут искажать в пользу продуктов спонсоров, и тем самым влиять на общественное здоровье. Чаще всего такими манипуляциями занимаются в сахарной промышленности или производители безалкогольных, сладких напитков и соков. Путаницы добавляют СМИ. Если, например, исследование, финансируемое производителем шоколада, пришло к выводу, что шоколад продлевает жизнь, то СМИ по инерции повторят этот вывод без упоминания спонсоров или обсуждения ограничений исследования.
Питание – это минное поле, где нельзя однозначно определить, что полезно, а что нет. Поэтому не существует универсальных диет и рекомендаций, потому что у них ограниченная полезность.
Так что же делать? Ученые должны продолжать совершенствовать свои методы изучения и дополнять известные факты. А потребителям следует научится более критично мыслить и анализировать информацию, получаемую из разных источников СМИ.