Повышение цен на сладкие напитки снижает частоту их употребления

Повышение цен на сладкие напитки снижает частоту их употребления

Ученые оценили вероятность изменения потребления сладких безалкогольных напитков после введения налога на них, использовав 14-летний период и данные потребителей – медицинских работников в городе Куэрнавака, Мексика

Их данные свидетельствуют о том, что налог в 1 песо за литр помог сократить потребление безалкогольных напитков в даже спустя три года после введения пошлины.

Подслащенные сахаром напитки являются основным источником избыточного сахара в рационе. Высокое употребление сахара вызывает ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, гипертонию, метаболический синдром и кариес. Чтобы сократить его потребление, ВОЗ рекомендует проводить налогово-бюджетную политику повышения цен на сахаросодержащие напитки. Такое уже действует во многих странах, включая Мексику, Францию, Венгрию, Норвегию, Южную Африку и Великобританию, а также в некоторых городах США таких, как Беркли и Филадельфия. Анализ показывает, после введения налогов на сахаросодержащие напитки значительно снижается частота покупок и продаж таких напитков, сообщает  bmj.

Из-за высокого уровня употребления сладких напитков Мексика занимает первое место по смертности и заболеваемости, обусловленной сахаросодержащими напитками. Чтобы противодействовать этому, правительство Мексики ввело налог в размере 1 песо за литр напитка.  Что увеличило цены примерно на 10%. Через два года после введения налога количество покупок этого товара сократились на 7,6%. Более значительное снижение было зафиксировано в городах, в семьях с детьми и подростками, в семьях с низким социально-экономическим статусом.

Читайте еще: Как распознать первые симптомы вирусных инфекций дыхательных путей

Ученые в своем исследовании использовали три волны налогообложения (2004-2006, 2010-2013 и 2017-2018) и попытались оценить потенциальный эффект. Для изучения привлекли несколько тысяч семей медицинских работников всех уровней. Участники заполняли анкеты, где указывали данные о демографических характеристиках, истории болезни семьи, образ жизни, питание, степень  физической активности, качество жизни и пр. И конечно главным был вопрос о частоте приема пищи с потреблением подслащенных сахаром напитков: типа «бутылка колы» или «бутылка ароматизированного безалкогольного напитка». Частоту потребления поделили на четыре категории: не употребляют вообще, мало употребляют – это менее одной порции в неделю, средне – по меньшей мере одну порцию в неделю, но менее одной порции в день, и много – по меньшей мере одну порцию в день.

До введения налога больше половины участников эксперимента были средними и большими потребителями сладких безалкогольных напитков. После введения налога их количество снизилось до 42,9%. А в категории тех, кто не употребляет вообще, количество выросло до 13,6% (а было 10%).

Результаты показывают, что налогообложение может играть постоянную роль в сокращении потребления сладких безалкогольных напитков даже через три года после внедрения. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять последствия и их влияние на вес тела или метаболические заболевания. Имеющаяся база данных позволяет предположить, что налог помогает добиться значительного сокращения употребления подслащенных напитков.