Миллионы детей встревожены из-за COVID-19 не меньше, чем взрослые, утверждает психолог Линн Беррелл. Неприятности в семьях – потеря бизнеса, средств к существованию, свободы и ощущения нормальности – чувствуются и переживаются детьми. В каком-то смысле пандемия стала коллективным горем, которое привело к потере ощущения безопасности. И дети переживают, не показывая своих эмоций
Дети огорчены потерей своих детских ритуалов – школьных церемоний и событий, занятий спортом, походов и просто игр с друзьями. «Одна из наиважнейших вещей, которую мы можем сделать, чтобы помочь детям пройти через это – быть вовлеченными в слушание. И это навык должны развить не только родители, но и другие родственники или воспитатели», – считает Беррелл. Сочувственное слушание – это столь важный инструмент сострадания, что некоторые доктора специально его вырабатывают, передает scientificamerican.
Сочувственное слушание особенно необходимо для детей, которые часто чувствуют себя непонятыми, не имеют опыта или словарного запаса для самовыражения. Взрослым свойственно много говорить, когда дети делятся своими переживаниями. Они хотят поделиться мудростью, знаниями и опытом. Когда дети переживают горе, слушание гораздо продуктивней. Дети не ищут решений или ответов, им нужно сочувствующее окружение, чтобы поделиться переживаниями.
Психолог советует, чтобы включиться в эмоциональное слушание, нужно задать прямой вопрос, например, «Что ты чувствуешь из-за наступивших изменений?». После ответа ребенка, нужно отреагировать: сказать то же самое, но своими словами. Таким образом, он поймет, что услышан. А взрослый научится понимать, что думает и чувствует его ребенок.
При активном слушании, важно не отвлекаться, чтобы посвятить ребенку все внимание. Это хороший повод отложить в сторону телефон, работу и пр. Индивидуальная прогулка с ребенком может быть особенно полезной. Ведь в таком случае он знает, что у вас есть не прерываемое время.
Читайте еще: В Украине заработала электронная платформа онлайн-мониторинга здоровья
Полезным будет поделиться своими аналогичными чувствами. Например: «Мне тоже грустно и одиноко, когда я думаю о том, что не могу делать запланированное или увидеться с коллегами». Если произошла потеря близкого, нужно проговорить об этом человеке: как сильно за ним скучаете, какая боль потери. Это помогает моделировать открытый диалог и показывает ребенку, что он не одинок.
Важно избегать клише типа: «Я знаю, что ты чувствуешь». Если неумышленно послать ребенку сообщение про одинаковые чувства, он почувствует себя обязанным справляться с ними так же, как сказавший взрослый. В таком случае может возникнуть боязнь разочаровать старшего.
«Для детей эта пандемия – это особенный опыт. Она сформирует их взгляд на мир. Чем больше мы сделаем, чтобы помочь им справиться с эмоциями правильным образом, тем сильнее они вырастут. Помогая детям обработать свои чувства, мы также помогаем себе. Это возможность поразмышлять. Имея многолетний опыт, могу утверждать, насколько этот процесс целителен для всех вовлеченных сторон», – добавляет Беррелл.