Множество людей занимается медитативными практиками для улучшения своего самочувствия. Ученые тоже заинтересованы в изучении эффектов от этого процесса
Предполагается, что остановка движения (собственно медитация) способствует сенсорному восприятию. Проще говоря, сам процесс погружения и созерцания помогает людям приобретать новые знания. Также получение эстетических эмоций, связанных с созерцанием и красотой окружающего мира, могут использовать в своей практике психологи и психиатры.
Исследователей из Туринского университета (Италия) заинтересовались влиянием на мозг и восприятие, которое происходит при наблюдении за чем-то, что человек считаем прекрасным. Ученые попытались найти общие связи в различных дисциплинах (нейробиологии, психологии, информатике и философии), которые бы отображали влияние медитативных практик на состояние человека. Результаты своих исследований итальянские ученые опубликовали в издании «Neuroscience and Biobehavioral Reviews».
Понятия «остановка» и «видение» являются важнейшими компонентами многих медитативных практик, включая дзэн-медитацию. Фактически такая практика предполагает прекращение всех действий для наблюдения за мыслями, чувствами и ощущениями, возникающими в данный момент, или же за звуками и другими изменениями в окружающей среде.
В буддийской медитации «остановка и видение» предполагает отказ от страстных желаний или заблуждений ума и переход к видению «истины», то есть – восприятию вещей в точности такими, какие они есть, без их интерпретации или попытки изменить. Созерцательное и внимательное состояние, которое можно испытать во время медитации, сопоставимо с тем, что человек чувствует, наблюдая захватывающее зрелище природы (закат, водопад, звезды в ночном небе), произведение искусства (картина, фильм, театральное представление) или любое другое явление, которое он считает эстетически приятными. Другими словами, красота побуждает остановиться и принять настоящий момент.
Исследователи считают, что эмоции, возникающие в результате наблюдения за всеми этими эстетически приятными элементами, играют решающую роль в том, как люди приобретают новые знания и адаптируются к окружающей среде. Эта идея также связана со старыми теориями вроде «примат эстетики над разумом» или классической греческой философией.
В своей статье исследователи Туринского университета изучают эти теории и даже предлагают свою гипотезу «остановки для знания». Что это значит? Эстетические эмоции возникают у нас в момент минимизации действий (или их остановки). Такое обездвиживание способствует усилению обработки восприятия на уровне сенсорной коры головного мозга – эта область отвечает за обработку информации от органов чувств.
В любом случае, как бы человек не получал эстетические эмоции, при этом повышается выработка дофамина – гормона, который не только ответственен за чувство удовольствия, но и стимулирует мотивацию и любопытство, помогая запоминать информацию. Поэтому все обучение с эмоциональной составляющей является более эффективным. Так процессы созерцания, медитации и восприятия красоты помогают оптимизировать обучение.
Как это могут использовать разные специалисты? Например, психологи и психиатры, помогая пациентам осознавать красоту окружающего их мира, способствует лечению диссоциативных расстройств. У людей с таким диагнозом нарушаются разные психические функции – они теряют свою личностную идентичность или некоторые вспоминания. Умение быть настоящим, останавливаться и наблюдать красоту вокруг поможет людям обрести любопытный, радостный и непредвзятый взгляд на жизнь.
Эмоции, полученные от созерцания прекрасного, могут объяснить процессы обучения, решающую роль в которых играет именно полученный дофамин. Так «остановка для знания» действительно может стать интересной гипотезой. Получается, что люди вновь и вновь возвращаются к медитативным практикам за «позитивным подкреплением» для дальнейшего обучения и улучшения восприятия.