Какие меры минимизируют распространение SARS-CoV-2 в школе

Какие меры минимизируют распространение SARS-CoV-2 в школе

Школы и многие образовательные учреждения были закрыты на протяжении большей части прошлого учебного года. Совсем скоро начнется новый год, а вместе с этим есть необходимость оценить способы минимизации распространения SARS-CoV-2 среди учащихся

Считалось, что дети относительно меньше переносят вирус, потому что не так тяжело болеют и часто являются бессимптомными носителями, пишет news-medical. В итоге оказалось, что дети действительно стали локальным источником распространения. Среди причин – низкие показатели вакцинации в этой группе и отсутствие соответствующих мер в школах, несмотря на то, что вирус распространяется через воздушно-капельные частицы. Такие капли остаются в воздухе и накапливаются при отсутствии вентиляции.

Внутренние помещения – это места наибольшего риска распространения инфекции. Следовательно, вирус может распространяться через непрямой и дальний контакт. Школы переполнены и плохо вентилируются, поэтому там рекомендуется соблюдать физическое дистанцирование и гигиену рук. Однако эти меры недостаточно эффективны, если принять во внимание распространение вируса на большие расстояния.

Там, где это возможно, нужна естественная вентиляция и проветривания. В противном случае нужно использовать портативные фильтрующие устройства – системы фильтрации воздуха для твердых частиц (HEPA), поскольку они удаляют не менее 99,97% переносимых по воздуху частиц размером 0,3 микрона, включая бактерии и вирусы. Маски также нужны для детей и персонала. 

Исследователи сравнили эффективность выше упомянутых мер в стандартном классе. Они использовали такие показатели, как скорость выброса вируса из носа или рта, концентрацию вируса в воздухе, вдыхание частиц и вероятность передачи инфекции. На концентрацию вируса влияет размер помещения, естественная вентиляция (определяется открытыми окнами и перепадом температуры в помещении и на улице), наличие фильтрации воздуха, оседание частиц и скорость распада вирусов в аэрозолях со временем.

Читайте еще: Каникулы в летнем лагере? Иммунолог рассказала, как защититься от инфекций

Эксперимент показал, что, когда окна оставались открытыми в течение всего дня, кумулятивная доза вируса снижалась в два, три и семь раз (в зависимости от количества открытых окон: одно, два или шесть). Если окна открывать только во время перемен, то снижение дозы составило 1,1–1,2 раза. В зимний период при аналогичных условиях кумулятивная доза снижается в три, пять и 14 раз. Но поскольку практически это невозможно, ученые предложили зимой держать окна открытыми на 20 см в течение всего дня. Это уменьшит кумулятивную дозу в 1,7; 2,4 и пять раз. Если открывать окна после каждого урока на десять минут, совокупная доза снижается примерно в два раза летом и зимой.

Хорошо подкрепляют результат наличие фильтров в классе и использование масок для лица персоналом и учащимися. Когда естественная вентиляция сочетается с масками, кумулятивная доза снижается в восемь раз, чем при использовании только вентиляции. Комбинация проветривания, фильтров и масок приводит к снижению показателя в 30-40 раз.

Получается, что комбинированный подход может снизить кумулятивную дозу вирусных частиц. Открывать окна только во время перерывов неэффективно и не рекомендуется. Исследователи подчеркивают, что дети школьного возраста и молодежь имеют самый высокий уровень инфицирования. Таким образом, такие стратегии будут полезными среди не вакцинированных и многолюдных групп.