Результаты исследования психологических реакций на информацию о вирусе Зика 2016 года можно применить и к реакциям на новости о коронавирусе 2020 года – уверены соавторы исследования о Зика социологи Шелли Ховик и Остин Хубнер из Университета штата Огайо
«Реакция общественности на вирус Зика и нынешний коронавирус имеют много общего», – уверена соавтор исследования профессор Шелли Ховик. – В обоих случаях речь идет о важной глобальной новинке, отличающейся непредсказуемостью, пишет ScienceDaily.com.
Новые риски, подобные Зика или коронавирусу, заставляют некоторых людей реагировать иначе, чем они реагируют на привычную информацию о гриппе, раке, туберкулезе, диабете, лейкемии, атеросклерозе, СПИДе. Мы рассмотрели, как люди ищут и обрабатывают информацию об эпидемии при новостной непредсказуемости».
Читайте также: Как пожилым людям защитить себя от коронавируса и что делать на карантине
Для исследования реакции на информацию о вирусе Зика ученые провели онлайн-опрос среди 494 жителей штата Флорида молодого и среднего возраста в декабре 2016 года. Жители Флориды были привлечены для исследования, поскольку там во время тогдашней эпидемии было наибольшее число случаев заболевания Зика в США.
В опросе респондентам задали ряд вопросов об их осведомленности и отношению к поиску информации; о том, как они ментально обрабатывали сведения о вирусе Зика; об их планах относительно поиска дальнейшей информации.
«Мы обнаружили, что чем больше люди узнавали о Зика, тем больше они тревожились, что знают недостаточно», – подчеркнул соавтор исследования Остин Хубнер. – Даже если объективные данные говорили, что человек почти не рискует, большой объем новой и непредсказуемой информации заставил многих людей тревожно ощущать себя в зоне высокого риска».
При этом результаты опроса показали, что люди, чувствовавшие, что они недостаточно знали о Зика, не собирались проводить больше времени, чем другие, в поисках действительно надежной новой информации. Но они проводили намного больше времени (сравнительно с другими важными новостями и даже сравнительно с темами своей личной жизни) в обдумывании полученной информации, в глубоких переживаниях о ней, в эмоциональном обмене ею с другими людьми.
Итак, что во время эпидемий, подобных Зика и Covid-19, люди с большой вероятностью психологически глубоко обработают полученную информацию – но они могут не искать надежную информацию самостоятельно.
Дополнительный нюанс: если участники исследования знали, что информация о Зика более важна значимым для них людям (например, у них были знакомые беременные и партнеры беременных – а всем было известно, что зараженные Зика беременные с большой вероятностью рождают детей с нарушениями развития), тогда люди гораздо активнее искали новую научно подтвержденную информацию о Зика. Они искали данные в интересах своих друзей и родственников.
«Итак, властям во время эпидемий следует не только предоставлять информацию, но также формировать сообщения, поощряющие людей искать разнообразную надежную информацию в ситуации высокой неопределенности, – прорезюмировала этот фактор профессор Ховик. – Властям следует объяснять людям: даже если вы не в группе риска, все равно поиск надежной научной информации поможет вашим друзьям и родственникам, пребывающим в группах риска».