В первые месяцы пандемии COVID-19 во многих странах закрыли движение общественного транспорта, в том числе метро и поездов. Опасались большого риска заражения в замкнутом пространстве подземных вагонов, что якобы могло способствовать распространению вируса
Даже когда транспорт заработал, многие люди придерживались позиции: если ехать необязательно, то лучше воздержаться от поездки.
Однако, возвращение к обычной жизни продолжалось и люди преодолев изначальный страх общественного транспорта вернулись к его использованию. Поэтому, специалисты решили проверить, не чрезмерно ли раздута эта проблема, пишет scientificamerican.
Оказалось мало доводов, которые находили бы существенную связь между распространением коронавируса и ездой в автобусах и поездах. Напротив, транспорт сыграл существенную роль в эру пандемии, снизив уровень загрязнения воздуха, который делает людей более уязвимыми к COVID-19.
Это теории придерживаются Жанетт Садик-Хан, бывший комиссар Нью-Йоркского отделения транспорта, и Сет Соломонов, соавтор книги «Уличная борьба: руководство по городской революции». По их мнению, многие зря обвиняли метро и автобусы в распространении коронавируса, ведь все больше исследований свидетельствуют об обратном.
У эпидемиологов есть термин «кластер» – им описывают основные вспышки коронавируса. Кластер определяется как три случая и больше, которые можно отнести к общему событию или месту, исключая передачу в доме. В Париже недавнее исследование показало, что ни один из 150 коронавирусных кластеров этого города с начала мая до начала июня не произошел в транспортной системе города. На 15 июля в Париже было определено 4 транспортных кластера, что составляет приблизительно 1% из общего числа 386 кластеров, согласно данным национального здравоохранительного агентства Santé Publique France, которое проводило исследование.
По словам Хитоши Ошитани, вирусолога и эксперта по общественному здравоохранению из университета Тохоку, в Японии схожая ситуация – исследователи не смогли привязать ни один кластер к поездам страны. Большинство кластеров были отслежены до спортзалов, баров, концертов, комнат караоке и других подобных заведений, где люди находятся в близком контакте друг с другом.
Читайте еще: Врач рассказала, почему после длительного карантина нужно оздоровить ребенка
В США меньше таких наблюдений, поскольку меньше отслеживают контакты и тестируют на коронавирус. Отслеживание контактов состоит из определения «близких контактов» инфицированного человека, который Центр контроля и профилактики заболеваний определяет, как «любое лицо, находящееся в пределах 1,8 м от инфицированного в течении минимум 15 минут». В США аналогичные исследования по отслеживанию контактов в транспортной системе не проводились.
Также эпидемиологи точно не могут утверждать, является ли использование общественного транспорта в Америке более рискованным, чем, например, поход в спортзал или обед на уличной площадке ресторана.
Рут Коллинз, профессор молекулярной медицины из университета Корнелла, отмечает, что использование транспорта будет гораздо безопасней, если все пассажиры будут носить маски, прикрывающие нос и рот: «Насколько это рискованно? В жизни нет ничего безопасного. А в эпоху коронавируса все пытаются оценить, на какие риски готовы пойти».
Соглашается с этим мнением и Мелисса Перри, ведущий эпидемиолог и завкафедры здоровья окружающей среды и труда в университете Вашингтона: и маски, и физическая дистанция в 1,8 м – наиболее важные условия. Далее следуют очистка и дезинфекция поверхностей, которые с меньшей вероятностью распространяют вирус, чем респираторные капельки.
Несмотря на свою относительную безопасность, общественный транспорт играет особую роль в борьбе с изменением климата и загрязнением воздуха. Он производит гораздо меньше выбросов парниковых газов на километр, чем машины. Самым «чистым» можно считать метро – оно выбрасывает на 76% меньше углекислого газа, чем среднестатистический автомобиль, везущий одного человека. Кроме того, транспорт меньше загрязняет воздух твердыми частицами и диоксидом азота.