Подростки являются одной из наиболее уязвимых в эмоциональном плане категорий населения. Пандемия COVID-19 привела к увеличению психических заболеваний среди детей переходного возраста
Ученые из Исландии обнаружили, что девочки оказались более восприимчивы ку стрессу, вызываемому карантинными ограничениями.
Дети в переходном возрасте испытывают повышенное стремление к независимости, автономии и поддержке со стороны сверстников. Введение же карантинных ограничений значительно сузило круг общения детей и ограничило их физически. Учитывая переживания по поводу здоровья своего и своих близких, все вместе это привело к возрастанию проблем с психическим здоровьем и опасного поведения среди подростков. После этого одновременно многих исследователей заинтересовал и гендерный вопрос: на ком больше сказались негативные моменты пандемии – мальчиках или девочках?
Девочки чаще сообщали психологам и учителям о том, что они неудовлетворены качеством своей жизни за последний год и стали больше конфликтовать с взрослыми дома и в школе. При этом девочки во время карантина чаще вели сидячий образ жизни, использовали социальные сети и больше спали в отличие от мальчиков. Повышенная физическая активность и меньшее использование социальных сетей, вероятно, помогли мальчикам-подросткам держать себя в тонусе даже во время пандемии.
В масштабном исследовании, проведенном в Исландии, ученые решили глубже остановиться на гендерных различиях в восприятии пандемии. Например, исследователи сравнили показатели распространенности депрессивных симптомов, попыток суицида и гнева среди девочек и мальчиков-подростков во время COVID-19 и их сверстников до пандемии. Согласно полученным результатам тестов девочки сообщили о более негативном воздействии пандемии на все общие показатели своего благополучия. Оценка их депрессивных симптомов была также выше ожидаемых общенациональных оценок (каждые два года в Исландии проводится масштабное тестирование молодежи относительно психического здоровья).
В частности девочки значительно чаще отмечали, что пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на их повседневную жизнь, успеваемость, отношения со сверстниками, умственное и физическое здоровье. Общее состояние психического здоровья девочек было хуже, в то время как мальчики значительно чаще оценивали свою повседневную жизнь в целом положительно. Например, только треть мальчиков заявила, что пандемия отрицательно повлияла на их успеваемость, повседневную жизнь, отношения со сверстниками, физическое и психическое здоровье. В то же время мальчики отмечали, что имели подобные проблемы и до пандемии, поэтому они не видели большой разницы между своими состояниями до и после объявления карантина.
Читать еще: Каникулы в летнем лагере? Иммунолог рассказала, как защититься от инфекций
Депрессивные симптомы наблюдались у девочек, которые активно использовали социальные сети, меньше общались с друзьями и членами семьи, а также сократили время сна. Аналогичные симптомы депрессии были у мальчиков, которые стали больше играть в онлайн-игры. Из относительно позитивных результатов можно отметить то, что попытки суицида у девочек (5,3%) и мальчиков (4,7%) остались на прежнем допандемийном уровне. Не выросли и показатели гнева, что тоже можно оценивать позитивно.
Интересно, что девочки и мальчики по-разному оценили позитивное влияние пандемии. Например, девочки отметили как положительные факторы увеличение времени, проведенного с семьей и в социальных сетях, для просмотра телевизора и сна, а также повышение гибкости в повседневной жизни. Мальчики считали позитивным снижение стресса из-за школы и занятий. Близость членов семьи и снятие стресса от посещения школьных заведений в принципе считаются положительными факторами карантина для детей. А вот беспокойство о других людях, заразившихся COVID-19, изменения в повседневном и школьном распорядке, а также отсутствие личных встреч с друзьями были одними из основных факторов плохого психического здоровья, особенно у девушек.
Важно подчеркнуть, что у мальчиков и девочек по сути были разные факторы стресса, приводившие к депрессии. В частности разные формы онлайн-взаимодействия по-разному влияют на психическое здоровье мальчиков и девочек-подростков. Например, только онлайн-игры и активное использование социальных сетей (более активное взаимодействие с друзьями через соцсети) среди мальчиков и пассивное использование социальных сетей среди девочек усиливали их депрессивные симптомы. Это говорит о том, что родителям важно не только контролировать время, проведенное детьми перед экраном, но и качество онлайн-взаимодействия детей.
Ученые подчеркивают, что постоянный распорядок дня и сохранение социальных связей поможет подросткам справиться с неопределенностью и социальными ограничениями, вызванными пандемией. А медики, учителя и специалисты по психическому здоровью должны уделять пристальное внимание депрессивным симптомам у девочек во время карантина.