Еще совсем недавно нейробилогия оставляла взрослому человеку совсем немного шансов на развитие. Сегодня же, на волне борьбы с эйджизмом (дискриминацией по возрасту) и возрастанием количества обучающих программ для старшего поколения, считается само собой разумеющимся, что человек способен учиться всю жизнь
Но так ли это на самом деле? Сегодня нейробиологи считают, что способность к обучению и развитию во многом зависит от нейропластичости – способности мозга изменять свои нейронные связи, функции и перестраивать структуру, если в этом возникает необходимость. А возможно ли простимулировать мозг проявлять такую изменчивость?
Чем больше нейробилоги изучают человеческий мозг, тем больше возникает открытий, относительно которых ученые не определились – это закономерность или исключение? Так и с возможностью обучения на протяжении жизни. С одной стороны, от фактов никуда не уйти – с годами выучить новый язык, освоить новую профессию или навык становится сложнее. С другой стороны, множество удивительных примеров показывают, что нет ничего невозможного. Нейроны в мозге, конечно, в первую очередь направлены на то, чтобы восстановить утерянные функции. Нейронные связи могут изменяться после полученных травм, в период восстановления после болезни (например, инсульта) и после психотерапии (лечения тревожности, депрессии). Однако для сохранения пластичности мозга, а значит, способности обучаться, меняться и воспринимать новую информацию, нужно отказываться от привычных действий и заставлять мозг формировать новые нейронные связи. С этой целью можно практиковать достаточно интересные и креативные «упражнения».
- В поиске новизны
Чтобы перестроить нейронные связи, важно перестать действовать по шаблону. Если вы думаете, что в вашей жизни мало одинаковых схем, ответьте на следующие вопросы. Когда вы меняли маршрут, по которому ходите в магазин или на работу? Когда последний раз делали перестановку в квартире или на рабочем столе? Вы пробовали начать день не с кофе, а с овсянки? Часто ли добавляете в плейлист новую музыку? Сколько новых книг вы прочитали за последний год? Для развития мозгу не нужны глобальные встряски. Но большинство людей слишком часто выполняет одни и те же действия, не внося в них никакого разнообразия. На протяжении 20 лет мы слушаем одну и ту же музыку, пересматриваем те же фильмы, перечитываем любимые книги. Тем временем наш мозг нуждается в разнообразии! Сделайте перестановку, и посмотрите: может, в комнате станет удобней передвигаться? Попробуйте новые блюда в кафе, прочитайте интересную книгу, послушайте современную музыку… Даже такие совсем маленькие изменения заставят нейроны работать по новым схемам, заодно одаривая организм эмоциями и стимулирующими гормонами, например, дофамином.
- Постоянное обучение
Если вы в данный момент не делаете ничего нового, найдите объект для изучения. Это может быть простая, но необычная задача. Например, раз в неделю учите новый стих, а может, и латинскую пословицу. Нет желания основательно учить язык? Заведите привычку учить хоть пару новых слов или смотреть сериал с субтитрами. Изучите какую-то необычную тему, например, купите специализированный журнал о рыбалке или икебане, если вы ими ранее не интересовались. Мозг нужно постоянно подготавливать к новым задачам. Тогда в случае необходимости (к примеру, по работе необходимо изучить освоить новую программу) быстрее приобретете новые навыки. Иначе вы можете оказаться на месте тех людей, которые годами не хотели использовать компьютер и смартфон, а теперь их мозг не помогает справиться даже с примитивным банкоматом.
Читать еще: У дитини охрип голос: причини та способи лікування
- Задачи для органов чувств
Ничто не способно подарить нам сколько эмоций и привести организм в тонус, как ощущения, которые мы испытываем с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Подарите себе новый «взгляд» – пусть это будет мини-путешествие, экскурсия, выставка, представление. Сходите на концерт или, наоборот, устройте День тишины на природе. Испытайте новые тактильные ощущения – попробуйте что-то лепить руками или возьмите в руки музыкальный инструмент. Наконец, смените привычный парфюм для «перестройки» обоняния. Все это тоже представляет собой смену привычных действий, которые помимо доставленного удовольствия, «встряхнут» мозг.
- Живите, играючи
Сегодня ученые пытаются найти преимущества даже компьютерных игр, но их влияние на мозг все еще очень спорно. А вот настольные игры давно доказали свою помощь в поддержании когнитивных способностей. Шахматы, лото, сёги, многочисленные современные «настолки» – такие игры ставят перед человеком комплексные задачи, требующие задействования и органов чувств, и памяти, и навыков анализа, и стратегического мышления. Например, шотландские ученые провели эксперимент, изучая навыки людей в возрасте от 70 до 79 лет. Они обнаружили, что люди, которые в пожилом возрасте стали больше играть в настольные игры, меньше теряли когнитивные навыки, особенно память и скорость мышления.
- Помните о ресурсах
Выполнение всех этих «упражнений» для поддержания способностей развиваться и обучаться на самом деле вряд ли возможно, если не соблюдать пункт о «ресурсах». Построенные новых нейронных связей всегда связано с выходом из зоны комфорта, определенным стрессом и усилиями. Все это невозможно, если не чередовать использование новых и старых схем, которые погасят чувство тревожности. Если же вы постоянно испытываете стресс, то мозг уже истощен. Самое плохое состоит в том, что вы можете сильно усугубить ситуацию «давлением». Если у вас заболит сердце или колено – вы тут же это почувствуете, но мозг не даст знать о своем истощении так явно. Организм будет поддерживать мозг в ущерб другим органам, пока ресурса не останется ни для кого и иммунитет даст сбой, провоцируя различные заболевания. Если у вас уже наблюдается частая потеря концентрации, хроническая усталость, бессонница и плохое настроение, вряд ли мозг будет рад новым задачам. Скорее всего, они вызовут усиленное сопротивление. Чтобы не потерять способность учиться и развиваться, мозгу нужен 8-часовой сон, умеренная физическая нагрузка (нейронная активность повышается при усилении кровотока и насыщении мозга кислородом) и много энергии (зависит от сбалансированного питания). Мозг – это такая же часть тела, как и другие органы, и она тоже требует как тренировки, так и полноценного отдыха и насыщения, что и позволит поддержать тонус.