В подростковый период дети часто сталкиваются с проблемами – игнорирование одноклассниками, буллинг, конфликты с друзьями – это может повлиять на умение в дальнейшем строить позитивные отношения со сверстниками
В таких случаях родители могут выступать в роли социальных «тренеров», предлагая свою поддержку и совет. Но исследователи университета Иллинойса считают, что не всем детям пойдут на пользу одинаковые методы помощи, поскольку каждый ребенок реагирует на стресс по-разному, пишет sciencedaily.com
В работе, опубликованной в Journal of Applied Developmental Psychology, исследователи говорят о связи между тем, как матери советуют своим детям реагировать на определенные проблемы со сверстниками, и поведение тех на практике. Установлено, что советы взрослых действительно помогают детям легче пережить период адаптации и уверенней себя чувствовать.
Читайте еще: Искусство побеждать: тактика ответного удара в бесконечной войне с гриппом
В исследовании приняли участие мамы и подростки, переходящие из пятого в шестой класс. Матерям раздали сценарии гипотетических проблем – это игнорирование, издевательство, буллинг, тревога от ожидания встречи с новыми сверстниками, а так же варианты, как с этим справляться. Еще изучались диалоги между подростками и матерями на тему реальных проблем. Чаще всего обсуждались вопросы грубости, проблем с друзьями, проявление агрессии, надоедливости и пр.
Во время разговоров у детей измеряли физиологическую реакцию на проблему. Ведь по степени возбуждения организма, можно узнать степень реакции на разные потребности подростка. Например, высокая степень говорит о большом уровне тревоги при упоминании проблемы. В то время как низкая служит индикатором нечувствительности подростка к проблеме.
Обнаружено, что активные и настойчивые советы от матерей лучше работали на подростках с низкой реакцией. Они могли не следить за ключевыми моментами в разговоре. Но когда родитель давал конкретный совет, как справится с проблемой, появлялся интерес. Однако на детях с более высокой реакцией данный подход не работал, для них продуктивным было предложение разобраться в проблеме самостоятельно.
Эти результаты важны, поскольку подсказывают родителям, чем они могут помочь ребенку – дать конкретный совет или предоставить свободу действий для решения проблемы.