Возможность поступить в вуз определяют гены и образование родителей

Возможность поступить в вуз определяют гены и образование родителей

Гены и семья – основные показатели того, добьется ли человек успеха на академическом поприще

Новое исследование, проведенное в Университете Йорка (Великобритания), доказывает, что хоть ДНК и определяет будущие способности ребенка, но сильнее всего на предрасположенность к хорошей учебе у детей влияет образование и социально-экономический статус родителей.

В исследовании рассмотрели данные 5000 детей, рожденных в Великобритании в 1994-1996 годах. Ученые проанализировали результаты тестов детей на основных этапах учебы, уровень образования и профессиональный статус их родителей, а также использовали статистический метод (суммирует влияние вариантов ДНК), чтобы проверить, как наследственные генетические различия определяют успехи детей в учебе.

Результаты оказались следующими: 47% детей из группы имеющих генетическую склонность к учебе, но с низким уровнем среднего образования, поступили в университет. При этом если родители были обеспечены и хорошо образованы, а дети генетически не предрасположены учиться – в университет поступило уже 62%. А если есть и предрасположенность к учебе, и принадлежность к хорошо образованной и обеспеченной семье, то в университете будут учиться 77%. Это в отличие от противоположной группы – детей из малообеспеченных и несклонных к учебе – их только 21%. Такие выводы показывают, что гены, безусловно, важны, но еще более «выгодно» иметь умных и богатых родителей.

Социально-экономический статус семьи в результате оказался решающим. Например, у детей семи лет с разными полигенными признаками, определяющими умственные способности, разница в показателях учебы уже заметна, но с возрастом она увеличивается на несколько отметок (А и С). И определяющим фактором больше является социальный и экономический статут семьи, а не генетика.

Читать еще: Заболел – сиди дома, или Почему опасно переносить простуду на ногах

Такое исследование можно назвать спорным с точки зрения этики, что подчеркивает его ведущий автор профессор Софи фон Штумм. Ведь оно поднимает вопросы о том, что воспитание образованных и обеспеченных родителей является решающим для получения нового образованного поколения британцев. Однако с помощью такого исследования можно и прогнозировать, кто именно в классе окажется наименее предрасположен к учебе, а значит – помочь этим детям в развитии.

Подобные вопросы интересуют и других ученых. Например,  в  Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (Российская Федерация) также проводили исследование для определения зависимости между успеваемостью российских школьников и социально-экономическим статусом родителей. Исследование хоть и затрагивало вопросы генетики вовсе, но также показало явственное преимущество в учебе у детей из семей с хорошо образованными и обеспеченными родителями. При этом уровень самой школы (сельская, городская), ее кадровый состав и материальные возможности почти не влияли на успешность детей. Основной вывод из этого исследования аналогичен британскому: при оценивании учеников всегда смотрят на балы тестов, но мало кто уделяет должное внимание тому, как формируются эти результаты? И совсем никто не отдает социальному статусу семьи решающую роль в образовательных успехах.

Профессор Софи фон Штумм надеется, что ее выводы не закроют двери вузов перед учениками. Ведь можно рассудить и так: если мои родители бедны и необразованы – то у меня нет шансов? Зато у педагогов будет возможность задуматься о том, что больше способствует успехам в учебе. Быть может, это формирование жизненных ценностей, которое активней происходит в успешных семьях? Тогда стоит задуматься о создании соответствующей персонализированной среды в школе, чтобы улучшить и дополнить образование талантливого ребенка.