Йога и дыхательные упражнения положительно влияют на детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). У детей улучшается внимание, снижается гиперактивность, они дольше могут выполнять сложные задачи
К такому выводу пришли психологи Уральского федерального университета, изучавшие влияние физических упражнений на функции, связанные с произвольной регуляцией и контролем, у 16 детей с СДВГ. Возраст наблюдаемых детей был 6-7 лет, передает news-medical.
«У детей с СДВГ, как правило, проблемы в работе той части мозга, которая отвечает за регуляцию мозговой деятельности –в ретикулярной формации. Это приводит к тому, что дети часто находятся в состоянии неадекватной гиперактивности, повышенного отвлечения внимания и истощения. Страдает деятельность регулирования и контроля. Мы применили специальное дыхательное упражнение, основанное на развитии диафрагмального ритмического глубокого дыхания, то есть дыхания животом. Оно лучше снабжает мозг кислородом и помогает ретикулярной формации выполнять свою роль. Когда ретикулярная формация получает достаточно кислорода, она хорошо регулирует состояние активности ребенка», – объясняет руководитель исследования Сергей Киселев.
Помимо дыхательных упражнений, психологи использовали телесно-ориентированные приемы, в частности, упражнения, которые выполняются по технике «напряжение-расслабление». Тренировки выполнялись трижды в неделю в течение двух-трех месяцев (в зависимости от программы).
Читайте еще: Дефицит витаминов у детей: как защитить малыша от простуды
«Упражнения дали быстрый эффект, который проявился сразу. Но были и более поздние реакции. Мы обнаружили, что упражнения положительно влияют на функции регуляции и контроля у детей с СДВГ и через год после их окончания. Это происходит из-за того, что ребенок автоматически правильно дышит. Таким образом мозг хорошо снабжается кислородом, что, в свою очередь, благотворно влияет на поведение и психику ребенка», – говорит Сергей Киселев.
Эта методика была разработана как часть нейропсихологической коррекции. В пилотном исследовании психологи проверили, насколько хорошо такой подход помогает детям с СДВГ. Хотя в результате эти упражнения дали положительный эффект, необходимо провести новую, более масштабную работу с участием большего количества детей с СДВГ, считает Киселев. В ней также будут учитываться такие факторы, как пол, возраст, тяжесть заболевания, сопутствующие проблемы у детей и пр.