Общественные нормы и правила определяют повседневную жизнь людей. Это еще раз доказали ученые из Германии и Великобритании, проведя интересный эксперимент с детьми
Они пронаблюдали, как дети из разных стран и мест проживания коммуницировали со сверстниками, если те нарушали «правила». Как оказалось способы общения разные и зависели от культуры, пишет medicalxpress. В ходе исследования было проанализировано поведение 376 детей в возрасте от пяти до восьми лет из восьми местностей Африки, Азии, Европы и Южной Америки.
Каждого ребенка научили играть в игру: складывать блоки в башенки. Только одних научили отбирать блоки по цвету, а других – сортировать по форме. Затем детей разбили на пары. В каждой паре один ребенок играл в игру, а другой наблюдал.
В процессе игры оказалось, что наблюдатели вмешивались чаще, чем ожидалось, если игрок строил башенку по неправильному набору правил. И чем больше ребенок вмешивался, тем больше менялось поведение второго. Исследование также показало, что разным оказался и тип вмешательства: дети из сельской местности в основном использовали протест в повелительном тоне, чем дети из городских районов.
Это исследование хорошо проанализировало поведение детей в условиях нарушения норм и помогло понять, как общественные правила позволяют людям достигать взаимодействия и сотрудничества.
Ведущий автор исследования доктор Патриция Кангиссер отмечает: «Новым оказалось то, что мы увидели поведение детей и их действия в реальных социальных условиях. Также было интересно наблюдать, как дети поправляли друг друга. К удивлению, дети из небольших сельских общин протестовали так же или даже больше, чем дети из города. Видимо в небольших сообществах люди менее полагаются на репутацию и обеспечение соблюдения правил. В дальнейшем мы изучим, что побуждает детей вмешиваться и как они учатся этому».