Если дети испытывают постоянный стресс, в частности связанный с семейными проблемами, их сон часто составляет меньше нормы в восемь часов и является более беспокойным
Исследователи из Медицинской школы Стэндфордского университета (США) изучили сон детей, которые постоянно испытывают стресс и обучили их техникам осознанного дыхания и расслабления. В результате сон детей увеличился более чем на час, тогда как у детей из контрольной группы он, наоборот, сократился.
У ребенка, который спит меньше положенной возрасту нормы, нарушается когнитивное, эмоциональное и психосоциальное развитие. Если дети живут в семьях с экономическими проблемами, как правило, это отражается на состоянии их психики. Такие дети беспокойны, испытывают постоянный стресс и как следствие – имеют проблемы со сном. Ученые из Стэндфордского университета решили проверить, можно ли улучшить качество и продолжительность сна этих детей, если вместо обычной физкультуры преподавать им практики, основанные на расслабляющих асанах йоги и глубоком осознанном дыхании.
Дети, которые принимали участие в исследовании, в основном жили в двух малообеспеченных латиноамериканских общинах. У большинства детей были проблемы со сном. Но решить их, просто раздавая рекомендации пораньше ложиться и подольше спать, было бы невозможно. Такие дети не чувствуют себя в безопасности и не расслабляются перед сном, а ночью их часто мучают кошмары.
Детей тренировали по программе, которая имела несколько составляющих: привлечения внимания к настоящему и сосредоточенность на нем; упражнения с медленным глубоким дыханием; движения на основе йоги. Инструкторы йоги и учителя преподавали такую программу два раза в неделю в течение двух лет. Инструкторы рассказывали детям, что такое стресс и поощряли их использовать методы, помогающие им отдохнуть и расслабиться. При этом педагоги не давали никаких инструкций по методам улучшения сна и не обсуждали постоянное время отхода ко сну.
Читать еще: Синдром обструктивного апноэ усугубляет течение ОРВИ
Всего для программы отобрали 115 детей 8-11 лет (возраст в начале программы), но половина из них вошла в контрольную группу, которой не преподавали техники осознанности. Детям проводили полисомнографию на дому для изучения сна (активности мозга во время сна, а также дыхания, частоты сердечных сокращений и уровня кислорода в крови) и измерили воспринимаемый социальный стресс в начале программы, через год и два года.
В начале программы исследователи обнаружили, что дети в контрольной группе спали в среднем на 54 минуты больше и имели на 15 минут больше быстрого сна за ночь, чем дети в группе, которая позже прошла обучение (7,5 часов против 6,6 часа в сутки). Однако в течение двухлетнего периода исследования у детей контрольной группы общее количество сна уменьшилось на 63 минуты за ночь, а количество минут быстрого сна оставалось прежним. Это соответствует сокращению сна, которое обычно наблюдается в позднем детстве и раннем подростковом возрасте. Но при этом дети, которые участвовали в учебной программе осознанности, стали спать на 74 минуты дольше (и 24 минуты быстрого сна, который включает сновидения и помогает консолидировать воспоминания). Быстрый сон – это очень важная фаза сна для развития нейронов, когнитивных и эмоциональных функций, поэтому ее увеличение является хорошим результатом учебной программы.
Вполне логично, что дети 8-11 лет из контрольной группы спустя два года стали спать меньше из-за возрастающей нагрузки в школе или общения вечерами со сверстниками. Однако время их сна было недостаточным и больше соответствовало подростковому возрасту. В это же время учебная программа стала своеобразной защитой для группы детей, которые обучались техникам снятия стресса и осознанного дыхания, позволив им спать дольше и глубже. Хотя для детей такого возраста полезен сон в течение восьми или даже девяти часов в сутки, то есть, для всех детей сон все равно был недостаточным.
Таким образом дети стали спать лучше, поскольку научились уменьшать свой стресс. Также дети отмечали: учебная программа помогла им понять, что значит стресс. У детей, которые научились лучше понимать свое состояние, сон был наиболее продолжительным. Ученые возлагают большие надежды на дальнейшие программы, подчеркивая роль дыхания в обучении. По-видимому, дыхание действительно изменяет физиологическую среду и увеличивает активность парасимпатической нервной системы, которая на самом деле и способствует улучшению сна. Техники глубокого дыхания и упражнения из йоги можно использовать и в домашних условиях, чтобы помочь детям расслабиться.