Обычный кофе и короткий сон или дремота – рецепт бодрствования для тех, кто работает в ночную смену. Исследование университета Южной Австралии показывает, что эта комбинация улучшает внимание и снижает сонливость
В Австралии более 1,4 миллиона человек работают посменно, из них более 200 тыс. – регулярно в ночную или вечернюю смены. По мнению исследователя доктора Стефани Центофанти, сделанное открытие поможет противостоять сну, с которым постоянно борются сменные рабочие, сообщает news-medical.
Сменные рабочие хронически недосыпают из-за нарушенного и нерегулярного режима сна. Чтобы повысить бдительность и бодрость во время ночного дежурства, они используют ряд приемов, в том числе дремоту и кофе – но важно понимать, что у обоих есть недостатки.
Многие спят в ночную смену, потому что очень устают. Обратной стороной является то, что после они испытывают «инерцию сна» – сонливость и вялость, которые не уходят после пробуждения. И это ухудшает работоспособность и самочувствие. Другие используют кофеин. Но опять же, если выпить слишком много кофе, это вредит сну и здоровью. Если выпить его, чтобы взбодриться после сна, требуется 20-30 минут, чтобы почувствовать его действие.
Читайте еще: ТОП правил защиты от вирусных инфекций, поражающих дыхательные пути
«Кофеиновый сон может стать прекрасной альтернативой – выпив кофе перед сном, человек получает пользу от 20-30 минут сна, а затем просыпается бодрым от кофеина. Это беспроигрышный вариант», – считает доктор Стефани Центофанти.
В небольшом пилотном исследовании было проверено влияние 200 мг кофеина (эквивалент 1-2 обычных чашек), выпитых участниками непосредственно перед 30-минутным сном в 3:30 утра. Результаты сравнивали с другой группой, принимавшей плацебо.
Участники, использовавшие «кофеиновый сон», показали заметные улучшения в производительности и внимании, что указывает на потенциал «кофеинового сна» в качестве противодействия сонливости.
Доктор Центофанти считает это перспективным средством противодействия усталости для сменных рабочих. Следующим шагом будет тестирование нового открытия на большем количестве людей.