Отсутствие зрителей приводит к разным результатам у спортсменов и спортсменок

Отсутствие зрителей приводит к разным результатам у спортсменов и спортсменок

Оказывается, без болельщиков мужчины-спортсмены бегут медленнее, а женщины быстрее. Согласно новому исследованию, отсутствие зрителей во время пандемии заметно сказалось на выступлениях спортсменов на чемпионате мира по биатлону 2020 года

Теория социальной фасилитации (организации процесса) утверждает, что на производительность человека влияет наблюдение за ним другими людьми. Обычное присутствие аудитории улучшает выполнение простых задач, особенно на выносливость, пишет  sciencedaily. Исследователь Амели Генрих из Института спортивных наук университета Мартина Лютера воспользовалась особой ситуацией в спорте, вызванной коронавирусом и изучила влияние аудитории на спортсменов в реальных условиях. 

Она сравнила время бега и успехи в стрельбе биатлонистов мужского и женского пола в сезоне 2018/2019 с их выступлениями в сезоне 2020 года в спринте и масс-старте. «Результаты у мужчин были такими, как ожидалось: они бежали быстрее в присутствии публики, но хуже выступили в стрельбе, – объясняет Генрих, уточняя, что беговые лыжи требуют выносливости, а стрельба это координирующая задача. – Интересно, что у женщин все оказалось наоборот: в присутствии зрителей они бегут медленнее”.

Читайте еще: ТОП-10 основных угроз здоровью человечества

Ученые считают, что такие результаты связаны не только с колебаниями в выступлениях спортсменов. Это исследование имело хорошую доказательную базу с участием 83 (спринт) и 34 (масс-старт) биатлонистов Кубка мира, и одинаковая тенденция была показана в обеих дисциплинах. «Это впервые, когда исследование смогло показать влияние зрителей на мужчин и женщин, – говорит профессор Оливер Столл. – Большинство предыдущих исследований по этой теме проводилось в основном среди мужчин. Данная работа поднимает вопросы об универсальности теории социальной помощи и указывает на то, что между мужчинами и женщинами есть ранее неизвестное различие».

Пока что исследователи могут только догадываться о причинах гендерных различий в производительности в ответ на присутствие и отсутствие аудитории на соревнованиях. «Возможно, определенную роль играют гендерные стереотипы, – предполагает Генрих. – Например, мужчины считаются физически сильнее. Этот стереотип может быть усилен присутствием зрителей. Также считается, что женщины более чутко реагируют на обратную связь. В любом случае, полученные данные еще раз показывают, что в психологических исследованиях нужно учитывать пол как возможный фактор влияния».