Школа и пандемия: будет обучение очным или дистанционным

Школа и пандемия: будет обучение очным или дистанционным

Непонимание дальнейшей схемы обучения в школах – основная черта и второго семестра прошлого 2019/2020 учебного года, и всего нынешнего 2020/2021 учебного года. Между тем, на Западе и Востоке распространяется мнение, что стрессы, вызываемые отправкой школьников на полное дистанционное обучение, для организма вреднее самого коронавируса.

 

Школа и пандемия – всем стрессам стресс

Стресс действует на иммунную систему так же разрушительно, как атака нового для организма вируса. Человек в стрессе легче «сдается» возбудителям болезней – и тем, которые привносятся извне, и, тем, которые скрыто и бессимптомно обитают в организме.

В этом смысле пандемия 2020 года превратилась в две пандемии. Точнее, в целый ряд наложившихся друг на друга пандемий. Ведь кроме собственно пандемии Сovid-19 уже фиксируются синдромы и заболевания из-за:

  • Стресса по поводу статистики, новостей, частных рассказов о тяжелом протекании Сovid-19.
  • Стресса по поводу масочного режима, ограничений в городском транспорте, точках торговли и общепита, отмены и переноса мероприятий. И отдельно стресса из-за конфликтов, штрафов, протестов, связанных с нарушениями этих норм.
  • Стресса по поводу перехода на удаленную форму работы. Или по поводу вынужденного лишения себя офлайн-работы из-за закрытия садиков и школ, при котором оказалось не на кого оставить маленьких детей дома. И отдельно стресса по поводу вынужденного непрерывного контакта с домочадцами полный будний день при дистанционной форме работы.
  • Стресса по поводу неясности ближайшего будущего – «закроют» ли всех опять по домам или не «закроют»? Состоится концерт, иное мероприятие или отменят? Что именно ограничат? Как строго будут это соблюдать. Чем закончатся протесты граждан и полемика своих местных властей и начальников с руководством страны на тему нежелания соблюдать ограничения?
  • У многих есть и стресс по поводу удара по бизнесу, проектам, угрозы потерять работу и доходы из-за карантинных ограничений.
  • Стресса по поводу обучения школьников. Это же касается и обучения дошкольников; и детей, посещающих секции, кружки, спортивные, художественные и музыкальные школы; и отчасти студентов – но мы будем говорить о школьниках.

Важный момент: этот последний «школьный» стресс совмещает в себе половину предыдущих.

Например, школьникам, их родителям и учителям тоже приходится терпеть в школах масочные и другие ограничения. Тоже приходится отменять и переносить мероприятия.

Тоже приходится уходить на «удаленку» («дистанционку»). При этом, как стало ясно весной-2020, многим родителям нужно выполнять роль ассистента учителя и доразъяснять после онлайн-уроков, разбирать решения заданий. А также выполнять роль сисадмина онлайн-сервисов и их инфраструктуры дома.

Читайте также: Школа в новых реалиях: основы инфекционной безопасности для детей

И наконец, тоже неясно: какие ограничения для очного пребывания в школах и когда введут? Что запретят? Когда на «дистанционку» опять отправят? Когда потом обратно в офлайн вернут?

Для одиннадцатиклассников, их родителей и учителей старшей школы есть еще и такие вопросы: как пройдет ВНО основное и пробное, как пройдет ГИА, в срок ли, очно ли, не изменят ли правила, не отменят ли вовсе?

Вся эта «школьная» нагрузка на нервную систему и разум сейчас очень велика практически во всем мире.

Что о школьных карантинах говорят сейчас на Западе

Если первые полгода пандемии ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, медэксперты советовали закрывать офлайн-школы – то осенью 2020 зазвучали голоса о том, что это неэффективно, а из-за стрессов и крайне вредно.

Правда, к этим голосам власти и на Западе пока не прислушались. Но знать все же стоит, что говорят теперь:

  • ВОЗ: «Закрытие школ мало способствует борьбе с коронавирусной инфекцией, поэтому их следует оставлять открытыми, – считают во Всемирной организации здравоохранения. – Закрытие школ особенно вредно для детей, живущих в уязвимых условиях».
  • ООН: «Мир столкнется с катастрофой поколений, если опять надолго закрыть школы во время пандемии.
  • Публикации научного медицинского журнала Lancet: Два новых исследования доказали, что при тотальном и регулярном (повторном) тестировании на Сovid-19 всех школьников, педагогов, домочадцев первых и вторых – а также при последующем эффективном отслеживании контактов людей с положительным результатом этого тестирования и изоляции больных – школы могут обучать очно, распространения заболевания в них не происходит. Такие эксперименты с тотальным тестированием в школах проходят сейчас в Австралии и в Великобритании. Впрочем, повсеместно за госсчет внедрить эту стратегию финансово и организационно не под силу даже названным небедным странам. А вот дорогие платные школы за счет своих доходов вполне могли бы применять такую стратегию, если бы власти им это разрешали.
  • ЮНИСЕФ: 463 миллиона детей – треть школьников в мире – не смогли получить доступ к дистанционному обучению после закрытия школ весной-2020. То есть временно остались вовсе без образования. А в беднейших странах в сельской местности тысячи учеников в школы после карантина больше и не вернулись.

Также в зарубежной прессе только ленивое издание или сайт не публикует еженедельно статьи о тех самых мульти-стрессах 2020 года. Неврологи уже создали для них совокупный термин – Covid stress syndrome.

В медицинские термины стремительно превращаются и словосочетания Covid depression, Covid frustrаtion (фрустрация, уныние, опустошенность), Covid anxiety (тревожность, беспокойство).

Читайте также: Как помочь детям меньше болеть осенью?

Почти в каждой такой статье упоминается о школьной стороне этого синдрома – и о том, что в нем повинны слишком строгие карантинные меры. А есть и масса статей отдельно об учительском выгорании, о беспокойстве и фрустрации учеников и об остальных аспектах школьной (точнее, именно «дистанционной) ипостаси Covid stress syndrome.

И постоянным рефреном в западных статьях осени-2020 проходит тот удивительный факт, что в Китае и остальных странах Востока Азии после февральско-майского карантина ограничений больше нет, в том числе, в школах – но и заболевающих там тоже крайне мало: 10-25 человек в день на 1,4 миллиарда человек в Китае.

А что в Украине

В Украине идея излишнести карантина и полной «дистанционки» в системе образования пока еще воспринимается крамольной ересью, провокацией, «набросом на вентилятор», вызывающим очень бурное возмущение.

Это возмущение подкрепляется весомыми именами врачей, ученых, уверенных в необходимости жестких мер и ужасающихся фактам их несоблюдения.

Громкие голоса против (в виде уличных протестов граждан и попыток властей принять решение) звучат только в отдельных регионах, попавших в красную зону эпидемической опасности – там зачастую люди и власти не желают закрытия школ и детсадов.

Результат таких скромных протестов осени-2020 можно описать так: закрыть школы в красных зонах киевская власть все-таки почти всегда заставляет местные власти. А вот право садиков работать очно в доброй половине красных зон уже отстояли.

Однако в случае обнаружения коронавирусной инфекции в самой школе или садике реальных попыток сохранить очную работу класса или учреждения без ухода на «дистанционку» пока не наблюдается.

Читайте также: Противовирусные препараты для детей: миф или спасение?

И этот последний факт, на самом деле, важнее «школьных протестов» в красных зонах. Потому что если в красных зонах очную работу школ в этом учебном году рано или поздно могут и разрешить – возможно, негласно, явочным порядком; ведь мы видим тенденции ослабления и несоблюдения жестких карантинных предписаний – то классы и школы с заболевшими Сovid-19 практически наверняка будут отправляться на дистанционное обучение еще многие месяцы.

Итак, мнение, которое возникает на Западе и победило в Восточной Азии, в ВОЗ и ООН – о том, что школьная «дистанционка» есть источник слишком мощного стресса для детей и их родителей, который едва ли не вреднее коронавируса, который накладывается еще на десяток Сovid-стрессов и ослабляет иммунитет – это мнение в Украине, похоже, в 2020/2021 учебном году массовым еще не станет.

Олег Кочевых, журналист